• Главная
  • Платные услуги
  • Межбиблиотечный абонемент
  • Фотоальбомы
  • Контакты
RSS
twitter
  • Поиск по сайту

  • Версия для слабовидящих
  • Меню

    • О библиотеке
      • Устав
      • Распоряжение
      • История
      • Свидетельство о госрегистрации
      • План работы на 2022 год
      • Пояснительная записка к статотчету за 2021 год
      • Сведения об операциях за 2017 год
      • Сведения об операциях за 2018 год
      • Коллективный договор
      • Структура
      • СОГЛАШЕНИЕ о пользовании периодическими изданиями
      • Минимальный социальный стандарт
      • Положение об отделе обслуживания читателей
      • Положение об отделе комплектования
      • Положение о детской библиотеке
      • Положение о структурных подразделениях
      • Положение о едином фонде
      • Положение об «Информационном центре по проблемам детства и юношества»
      • Положение об информационно-библиографическом отделе
      • Положение о центре правовой и гражданской активности
      • Положение о секторе методической работы
      • Положение об оценке эффективности
      • Муниципальное задание на 2023 год
      • Административный регламент
      • Инвалидам
      • Договор об оказании платных услуг
      • Библиотека в СМИ
      • О внесении изменений в особенности правового регулирования трудовых отношений
    • Пушкинская Карта
    • Читателям
      • Правила пользования
      • К услугам пользователей
      • Объявления
      • Права ребенка
      • Постановление правительства по делам несовершеннолетних
      • Новые поступления
        • 2020 год
        • 2021 год
        • 2022 год
        • 2023 год
    • Книга Памяти
    • Краеведение
      • Полные кавалеры ордена Славы
      • Герои Советского Союза
      • Почетные граждане Спасского района
      • Календарь знаменательных и памятных дат по Спасскому району
      • История города Спасска
      • Спасская земля
      • Видеоматериалы
      • Как это было…
      • Ксения Куприяновна Петухова
    • Ресурсы
      • СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС
      • СПС ГАРАНТ
      • Периодические издания
      • Краеведческий каталог
      • Картотека статей методических материалов
      • Электронный каталог
    • Коллегам
      • Публичный отчёт
      • Инструкции
      • Методические рекомендации
      • Тематические семинары
      • Кодекс этики российского библиотекаря
      • Круглый стол
      • Тематический семинар
    • Оценка качества
      • Независимая система оценки качества
      • Положение о системе НОК
      • Рекомендации по проведению независимой оценки
    • Антикоррупционная политика
      • Приказы
      • Уведомление
      • Дополнительное соглашение
      • Порядок уведомления
      • Журнал регистрации
      • Памятка при опасности
      • Кодекс этики
    • Наркодиспансер
    • Контакты
  • Социальные сети

  • Ссылки

     
     

     
  • Рубрики

    • Без рубрики
    • Год экологии
    • Детская библиотека
    • Ижевская детская библиотека
    • Ижевская зональная библиотека
    • Клуб «Молодой избиратель»
    • Коллегам
    • Мероприятия
    • Мы и общество
    • Новокиструсская библиотека
    • Перкинская библиотека
    • Центральная библиотека
    • Читателям
  • Свежие записи

    • Азбука безопасности
    • Выставка работ Дербеневой С. И.
    • День Пушкинской карты
    • Краеведческая деятельность библиотек на современном этапе
    • События немирной жизни
    • Искусственный интеллект
    • Беседа-презентация «Дети и дорога»
    • Я иду на выборы
    •  Информационная беседа «День государственного флага России»
    • Приглашение на службу
    • Поэт в России больше, чем поэт
    • Крещение Руси
    • Литературная тропинка в мир удивительной природы
    • Позвольте представить…
    • Литературная игра «Весёлые уроки профессора АУ»

Работа библиотек по эстетическому воспитанию читателей

(Методические рекомендации в помощь работе библиотек)


МБУК «Центральная библиотека Спасского  района»


 

   Воспитание чувства человека начинается с красоты. Её восприятие – это первая ступень эмоциональной отзывчивости. Восприимчивость к прекрасному делает душу богаче и радостнее, помогает лучше понять себя и окружающий мир. Одно из основных работ библиотек является эстетическое воспитание.

     Повышение эффективности использования читателями нравственно – эстетического, художественного потенциала литературы требует комплексной рекомендации художественной литературы и литературной критики, изданий по искусству, дифференцированного подхода и преемственности в содержании, методике и формах с различными категориями читателей: детьми, юношеством и взрослыми. Осуществление этого невозможно без улучшения качества работы библиотек, организации использования их фондов, а так же без взаимодействия с другими каналами эстетического воспитания – музеями, клубами, творческими организациями. Совместная работа библиотек с названными организациями эстетического воздействия базируется по двум направлениям:

— Информационное обеспечение деятельности всех звеньев системы.

— Использование их возможностей для целенаправленной пропаганды литературы, искусства и самой библиотеки.

     Может возникнуть вопрос, а есть ли смысл небольшой отдельной взятой библиотеке брать на себя роль своеобразного моста между двумя культурами – так называемой высокой (ведь существуют музеи, театры, различные институты) и массовой. Библиотека наилучшим образом приспособлена, выполнять роль такого «моста». Библиотека    на сегодняшний день осталась единственным по-настоящему открытым социальным институтом, доступным самым различным слоям населения, посредником в необходимом, особенно молодежи, диалоге с культурой и искусством.

     Библиотека обладает такими возможностями, которые определяют её преимущество и делают по существу уникальным учреждением.

— Во — первых, она располагает наиболее благоприятными условиями для обеспечения комплексного воздействия на личность эстетических ценностей;

— Во- вторых, в отличие от других институтов культуры, библиотека пропагандирует не какой – либо один вид искусства, а развивает эстетический вкус во всех направлениях;

— В третьих библиотека организует привлечение своих читателей по всем видам эстетической деятельности;

— В четвертых, деятельность всех учреждений культуры, искусства ориентируется на широкие массы или группы, и только библиотека ориентируется на личность, на конкретного читателя.

      Именно фонд современной библиотеки включает различные носители информации, имеющие эстетическое значение. Книга сама по себе – эстетическое явление, заключенное в художественную форму. Её внешний вид, оформление, научный аппарат, иллюстрированное оснащение и другие моменты, связанные с эмоциональным восприятием, могут оказывать большое влияние на формирование эстетического вкуса читателей. Подход к книге как эстетической ценности позволяет не только выстроить систему работы с ней, но и подключить широкий пласт научно- популярной, исторической, краеведческой и другой отраслевой литературы для раскрытия фонда.

      Формы работы по пропаганде самой книги как эстетической ценности могут носить различный характер – это презентация книги, встреча с актуальной книгой, выставка одной книги, выставка – портрет, книжно – предметная выставка.

      Книжные выставки в библиотеке, имеющие своей целью делать рекламу книги и её популяризацию, могут иметь самые различные нетрадиционные формы — это выставка – игра, выставка – дискуссия, выставка – размышление, выставка – календарь, выставка – вернисаж.

В библиотеке можно оформить выставки на темы: «Краски и звуки родной природы», «Осень – дивная пора», «Здравствуй, гостья зима», «Полюбуйся: весна наступает», «Галерея искусств», «Чудеса народного искусства», на которой будут экспонироваться подлинные предметы декоративно – прикладного творчества.  При оформлении выставок библиотекари могут использовать вырезки из журналов, редкие иллюстрации, художественные альбомы.

«В ней душа — как ясный день» (женщины 18-19 веков в портретах русских художников)

«Русская сказка в живописи В.М. Васнецова»

«Молчаливая поэзия цветов» (цветы в живописи, поэзии, музыке)

    Выставка – экскурсия «Павел Третьяков и его галерея», здесь читатель узнает о знаменитом на весь мир музее Государственной Третьяковской галерее, а также о его основателе П. Третьякове.

«Художник, воспевающий море» (о Айвозовском), а также  поместите рисунки детей на тему: «Я рисую море»

«Певец русской природы» (о Шишкине)

«Россия глазами В. Г. Перова»

«Души изменчивой приметы» (о русских художниках)

    Теперь  мы коснемся вопроса о формах и методах работы с читателями в плане эстетического воспитания. Наряду с широким набором универсальных форм, выработанных библиотечной многолетней практикой, есть и характерные для эстетического воспитания читателей это– литературно – музыкальные вечера, художественные салоны, часы музыки и  поэзии, клубы любителей искусства и т. д.  Выставки, вечера, концерты, встречи с деятелями искусства – великолепное средство раскрытия фондов библиотек. Такого рода деятельность дает людям  радость приобщения к искусству, обеспечивает возможность живого общения с единомышленниками.

    В плане работы  библиотеки по эстетическому воспитанию массовые мероприятия должны содержать множество форм.

    Вечера – диалоги – являются разновидностью дискуссии в библиотеке.

    Вечер – портрет – позволяет через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе.

   Вечера – поэзии – довольно распространенная форма работы библиотеки в эстетическом направлении. Они могут быть посвящены как творчеству отдельных поэтов, так и направлениям в русской и зарубежной  поэзии в различные периоды истории.

   Литературно – поэтические объединения (клубы) объединяются при библиотеке вокруг творчески одаренных любителей искусства.

   Еще одна распространенная форма работы библиотеки в области эстетического воспитания – музыкально – художественный салон. Целью работы таких салонов может быть как повышение музыкально – художественного уровня личности, повышение эстетической культуры, так и развитие художественно-творческих интересов. Суть салонов заключается в камерном общении знатоков и любителей искусства. В работу салона могут входить встречи с авторами художественных произведений: поэтами, прозаиками, художниками, музыкантами, мастерами декоративно – прикладного искусства. Оформление помещения для встреч в салоне имеет большое значение. При отсутствии специальных уютных помещений в гостиную-салон можно преобразить читальный зал или его часть – особо оформить уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом, свечами и т.д.

   Бенефис читателя – это представление библиотекой в театрализованной форме одного из читателей, личность и творчество,  которого было бы интересно с точки зрения эстетики.  (Например, «Муза страстная, но  и молчаливая» (о художнике), «В мире волшебных звуков» (о музыканте).

   Мы остановились только на некоторых формах работы библиотеки по эстетическому воспитанию. Специфика эстетического воспитания, прежде всего в его эмоциональности. Поэтому библиотекарь должен быть сам духовно развит, эмоционален, и находиться всегда в творческом поиске.

Рекомендуем темы мероприятий библиотекам в помощь эстетическому воспитанию:

 

Цикл мероприятий на тему: «Из истории русского искусства»

«Искусство, возвышающее душу» (о древнерусском искусстве, иконописи)

«О нет, ты не будешь забвенно, столетье» (о русском искусстве 18 века)

«Лики красоты» (о русском искусстве 19 века)

«Мастера и шедевры» (о русском искусстве 20 века)

«История в зеркале искусства» (о судьбах русской творческой интеллигенции)

«Что за чудо эти сказки»

 

Цикл мероприятий на тему: «Русская живопись»

«Души изменчивой приметы» (Ф. Рокотов)

«Натуры сокровенные черты» (Д. Левицкий)

«Сквозь жемчужную дымку» (В. Боровиковский)

«Владея языком огня» (К. Брюллов)

«Художник-гражданин» (И. Крамской)

«Богатырь русского искусства» (И. Репин)

«Поэт родной природы» (Ф. Васильев)

 

Цикл мероприятий на тему: «Поэзии серебряные струны»

«Анна Ахматова: жизнь и судьба»

«Есть в русской природе усталая нежность» (творчество А. Фета, Ф. Тютчева)

«Любимое дитя России» (Есенин)

«О любви языком поэзии»

 

Устный журнал «Титан Возрождения» (О Леонардо да Винчи)

  1. стр. «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь»
  2. стр. «Все, к чему прикасалась его рука, становилась прекрасным»
  3. стр. «Пусть меня не читает тот, кто не математик» (о Леонарде да Винчи как об ученом)

В целях сохранения  национальной культуры, искусства, устного народного творчества можно провести тематические вечера «Обряды и традиции русского народа», «Воскресла в сказках старина», «Петрушка на книжной ярмарке».

 

Список литературы:

  1. Иванова Л.Н. На балу// Читаем, учимся, играем. – 2014.-№5.-с.57
  2. Малыгавко Т.А. История в картинах //Читаем, учимся, играем.-2014.-№2.-с.86.
  3. Горячева Е.А. «Пульс мироздания алого цвета»// Читаем, учимся, играем.-2014.-№ 4.-с.83.
  4. Перепелица В.В. Волшебная кисть Брюллова// Читаем, учимся, играем.-2014.-№12.-с.92.
  5. Ивашина В.В. Победившее время.// Читаем, учимся, играем.-2014.- № 10.- с.77.
  6. Мальгавко Т.А. Художник, опередивший время.// Читаем, учимся, играем.-2014.-№ 7.- с. 102.
  7. Ежеменских Л.В. Мастерство добрых рук // Читаем, учимся, играем.- 2014.- № 8. – с. 98.
  8. Иванова И.А. Славная русская трапеза. // Читаем, учимся, играем.- 2014.- № 8.- с.92.
  9. Вицен С.И. Воспоминания об осени.// Читаем, учимся, играем.- 2014. — № 8.- с. 56.
  10. Назарова Л.М. Диво дивное, чудо чудное.// Читаем, учимся, играем. – 2014.- № 9.- с. 104.
  11. Мальгавко Т.А. Нежная лирика пейзажа // Читаем, учимся, играем.- 2014.- № 3.- с.104.
  12. Гуреев В.Н. «Бессмертный гений» // Читаем, учимся, играем. -2014. — № 3. – с. 11.
  13. Зархи С.Б. Союз гениев музыки и слова // Читаем, учимся, играем. – 2015.- № 3.- с. 86.
  14. Зархи С.Б. «Любимец  моды легкокрылой» // Читаем, учимся, играем.- 2015.- № 6. – с. 105.
  15. Зархи С.Б. Союз гениев музыки и слова // Читаем, учимся, играем.- 2015.- № 4.- с.81.
  16. Родионова И.Н. Нежная лирика пейзажа // Читаем, учимся, играем // 2015. – № 5.- с.85.
  17. Кукушкина Л.П. «Уж небо осенью дышало…» // Читаем, учимся, играем.- 2013.- № 7.- с. 45.
  18. Степанова Т.В. В краю, где живет русская старина // Читаем, учимся, играем.- 2013- № 12.- с.88.

 

Составитель:
О.Н. Морозова – гл. библиотекарь,
исполняющая обязанности руководителя
сектора методической работы


Спасск 2016

    • Архивы

    • Рубрики

      • Без рубрики
      • Год экологии
      • Детская библиотека
      • Ижевская детская библиотека
      • Ижевская зональная библиотека
      • Клуб «Молодой избиратель»
      • Коллегам
      • Мероприятия
      • Мы и общество
      • Новокиструсская библиотека
      • Перкинская библиотека
      • Центральная библиотека
      • Читателям
    • Статистика

      Яндекс.Метрика
Copyright © 2023 . Все права защищены.