Минимальный социальный стандарт
Приложение
к решению Спасской районной Думы
от 29. 10. 2007 г. №314/27
Минимальный социальный стандарт библиотечного обслуживания населения Спасского района
Предисловие
Муниципальные публичные библиотеки Спасского района занимают важное место в социально-экономической инфраструктуре района, обеспечивают реализацию конституционных прав всех жителей на свободный и равный доступ к информации, знаниям, культурным ценностям, содействуют развитию экономического, информационного, интеллектуального и духовного потенциала нашего края. Они приближены к местам проживания населения и наиболее доступны. В эти библиотеки приходят взрослые и дети, инвалиды и пожилые, люди высокообразованные и те, кто приобщается к миру знаний, чья деятельность благотворно влияет на духовную жизнь общества, способствует просвещению и приобщению граждан к творчеству, сохранению культурных традиций страны и области.
В основу разработки данного стандарта положен модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, утвержденный на VI Ежегодной сессии конференции РБА 24 мая 2001 г., Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994г.), модельный стандарт деятельности муниципальной (публичной) библиотеки Рязанской области (2005 г.), распоряжение правительства Российской Федерации от 13.07.2007 г. №923 –р «Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. № 1063-р».
Стандарт отражает принципы доступности муниципальных (публичных) библиотек Спасского района; требования к их размещению; к полноте и обновляемости библиотечных фондов; организации внутрибиблиотечного пространства; к уровню профессиональной подготовки библиотекарей, определяет параметры деятельности библиотек с учетом потребностей местных жителей и специфики территории.
Стандарт является руководством для общедоступных библиотек и органов местного самоуправления Спасского муниципального района по организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения района и в обеспечении свободного и равного доступа к информационным ресурсам.
-
Основные положения
Муниципальные (публичные) библиотеки обеспечивают городским и сельским жителям бесплатный свободный доступ к информации, образованию, культуре. Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положении, политических убеждений, отношения к религии.
В обслуживании населения муниципальные (публичные) библиотеки используют традиционные и новейшие информационные технологии, фонды
документов и современные носители информации, обеспечивают доступ в глобальное информационное пространство, содействуют формированию информационного общества.
Библиотеки сотрудничают со всеми секторами общества: государственным, муниципальным, коммерческим и общественным в деле защиты прав пользователей на качественное библиотечное обслуживание. Их деятельность обеспечивается федеральным и областным законами «О библиотечном деле», гарантированным финансированием из государственных и муниципальных источников; их развитие подкрепляется долгосрочными и среднесрочными программами в области культуры, образовании, информатизации.
2. Размещение муниципальной (публичной) библиотеки
2.1. Наличие муниципальной (публичной) библиотеки в городе и каждом сельском поселении является обязательным.
2.2. В муниципальном образовании – Спасский муниципальный район находится 1 межпоселенческая библиотека. Это общедоступная библиотека, являющаяся ведущей универсальной библиотекой района, имеющая статус центральной библиотеки муниципального района, учреждаемая Спасской районной Думой и финансируемая отделом культуры муниципального образования — Спасский муниципальный район, выполняющая функции координационного, методического, краеведческого и информационного центра для библиотек поселений, занимающаяся комплектованием их фондов. Центральная библиотека Спасского муниципального района имеет структурные подразделения, в том числе удаленные (филиалы): детские и сельские библиотеки в городском и сельских поселениях.
2.3. В сельских поселениях количество библиотек определяется исходя из расчета:
— в населенных пунктах сельских поселений с числом жителей до 500 человек, расположенные на расстоянии более 5 км от административного центра поселения – 1 филиал общедоступной библиотеки;
— в населенных пунктах сельских поселений с числом жителей до 500 человек, расположенные на расстоянии до 5 км от административного центра поселения – 1 отдел внестационарного обслуживания общедоступной библиотеки;
— в населенных пунктах сельских поселений с числом жителей более 500 человек, расположенные на расстоянии до 5 км от административного центра поселения – 1 филиал общедоступной библиотеки;
— в населенных пунктах сельских поселений с числом жителей более 500 человек, расположенные на расстоянии более 5 км от административного центра поселения – 1 общедоступная библиотека;
— в населенных пунктах, являющихся административными центрами сельских поселений с числом жителей до 500 человек – 1 общедоступная библиотека;
— в населенных пунктах, являющихся административными центрами сельских поселений с числом жителей от 500 человек до 1 тыс. человек – 1 общедоступная библиотека с филиалом в данном населенном пункте;
— в населенных пунктах, являющихся административными центрами сельских поселений с числом жителей свыше 1 тыс. человек – 1 общедоступная библиотека на каждую 1 тыс.населения, 1 детская библиотека на 500 жителей детского населения. В поселении, где проживает до 500 жителей в возрасте до 15 лет, может быть создан специализированный детский отдел при общедоступной библиотеке.
2.4. Для обеспечения системы обслуживания читателей юношеского возраста (14—25 лет) в составе муниципальной (публичной) библиотеки может быть:
— юношеский абонемент (отделение) при наличии в библиотеке 2000 и более читателей юношеского возраста;
— юношеская кафедра выдачи документов при наличии в библиотеке 700 читателей юношеского возраста.
2.5. Расчет количества библиотек для территории с малонаселенными пунктами производится с учетом принципа библиотечного районирования, когда в зону обслуживания библиотеки могут быть включены несколько малонаселенных пунктов, каждый из которых в отдельности не обязательно соответствует указанной норме, но в совокупности отвечает ей.
Библиотечно-информационное обслуживание в населенных пунктах с числом жителей менее 500 человек может быть организовано как посредством стационарной библиотеки, так и с использованием внестационарных форм.
2.6. Муниципальная (публичная) библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, в блок—пристройке к жилому или общественному зданию.
При размещении на первом этаже жилого здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки; в одном здании с общеобразовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь вход и выход для свободного доступа посетителей; в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.
2.8. Режим работы муниципальной (публичной) библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения, но он не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.
-
Ресурсы муниципальной (публичной) библиотеки
3.1. Муниципальная (публичная) библиотека обеспечивает доступ населения к самым разным форматам документов (книги, периодические издания, аудио—видеодокументы, электронные документы, электронные базы данных, в т.ч. базы данных Интернет, озвученные книги и др.
3.2. Основными характеристиками фонда муниципальной (публичной) библиотеки являются:
— необходимый объем;
— информативность: соответствие потребностям граждан;
— постоянная обновляемость.
Объем документного фонда муниципальной публичной библиотеки в сельской местности определяется из расчета: 7—9 экз. на одного жителя, в городе — 5—7 экз.
Центральная муниципальная (публичная) библиотека должна располагать (дополнительно) увеличенным объемом фонда из расчета: от 0,5 до 2 экз. на одного жителя.
3.3. В муниципальной (публичной) библиотеке, где в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, % объема фонда для детей в возрасте до 15 лет должен соответствовать проценту зарегистрированных пользователей (детей) от общего количества читателей.
3.4. Величина фонда для этнических групп пользователей определяется с учетом международных принципов и норм (при численности от 500 до 2000 жителей — 100 экз.; при численности более 2000 жителей — из расчета: 1 экз. на 10 человек).
3.5. Муниципальная (публичная) библиотека любой территории должна иметь местные газеты и журналы, в том числе: не менее одного названия региональной периодики, не менее двух общегосударственных ежедневных полноформатных газет, не менее одной общегосударственной воскресной полноформатной газеты.
Объем периодических изданий определяется из расчета: 10 названий на 1000 жителей, базовая обеспеченность периодикой центральной библиотеки — не менее 150 названий.
3.6. Ежегодное пополнение аудио—видео, электронных документов — не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписи на 1000 жителей.
3.7. Фонд справочных и библиографических изданий должен составлять не менее 10% к общему фонду, который должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах (читальных залах) библиотеки.
3.8. В составе фонда муниципальной (публичной) библиотеки должно содержаться 50% наименований новых, поступивших за последние пять лет, изданий на различных носителях.
Ежегодно количество новых поступлений должно составлять не менее 10% от объема фонда или 1 книга на одного читателя, но не менее 250 экз.книг на 1 тысячу жителей.
Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, может быть получен посредством каналов межбиблиотечной связи (МБА, Интернет).
-
Помещение библиотеки. Организация библиотечного пространства.
Техническое оснащение.
4.1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами, а именно:
— площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду определяется из расчета: 5,5 кв.м на 1000 экз.документов; книгохранилища (запасника) — 2,5 кв.м на 1000 экз.;
— площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду — из расчета: 10 кв.м на 1000 томов;
— центральная муниципальная (публичная) библиотека должна иметь читальный зал с числом посадочных мест не менее 30, сельская — не менее 12.
— для размещения выставок площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) требует увеличения на 10%.
— для проведения культурно—массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение.
4.2. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20% от площади читательской зоны.
Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами:
— площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки документов — 9—12 кв.м;
— для персонала научно—методической службы — 9 кв.м.;
— для административного персонала (директора, заместителя директора)-15-30 кв.м.
4.3. Качество и оперативность в обслуживании пользователей муниципальной (публичной) библиотеки зависит от её технического оснащения. Центральной муниципальной (публичной) библиотеке необходимы:
— библиобус;
— не менее 5 номеров телефонов;
— не менее 8 компьютеров;
— не менее 2 ксероксов;
— доступ в Интернет.
Поселенческой библиотеке, библиотеке — филиалу необходимо иметь не менее:
— 1 номера телефона;
— 2-х компьютеров;
— 1 ксерокса;
— доступ в Интернет.
-
Персонал муниципальной (публичной) библиотеки
5.1. Сотрудник муниципальной (публичной) библиотеки должен обладать профессиональными знаниями, в своей работе руководствоваться Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, развивать способность к творческой деятельности.
5.2. Количество сотрудников библиотеки определяется исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, основных показателей деятельности (количество читателей, выдача документов, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов, нестационарных форм обслуживания и др.):
— комплектование и обработка документов — из расчета: 1 человек на 2 тыс. поступлений;
— организация книгохранения, ВСО и МБ А — из расчета: 1 человек на 100 тыс. ед. хранения общего фонда учреждения, библиотеки.
— обслуживание пользователей — из расчета: 300 читателей и 6000 выдач на 1 работника в сельской местности; в городе из расчета: 750 пользователей и 13000 выдач документов на 1 работника; в детских библиотеках — из расчета: 1 работник на 600 читателей и 12000 выдач документов;
— информационная, библиографическая деятельность — из расчета: 1 работник на 5000 пользователей учреждения;
— методическая деятельность — из расчета: 1 работник на 15 библиотек всех ведомств.
При определении численности штатов также используются Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
5.3. В штате Центральной муниципальной (публичной) библиотеки должны быть специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей (педагог, психолог, юрист, инженер — программист, художник—оформитель, переплетчик, бухгалтер, экономист, техник, оператор множительной техники).
5.4. Для содержания в надлежащем порядке помещения муниципальной (публичной) библиотеки в ее штат вводятся:
— 0,5 единицы уборщицы в библиотеке, имеющей убираемую площадь до 300 кв.м.;
-1 единица уборщицы устанавливается в библиотеке на каждые 300 кв.м. убираемой площади и 0,5 единицы — на каждые последующие 150 кв.м.;
— 1 единица истопника устанавливается при наличии котельной, работающей на твердом и газовом топливе;
— 1 единица гардеробщика устанавливается на 100—125 крючков в гардеробе.
5.5. В штат центральной муниципальной (публичной) библиотеки для технического обслуживания инженерных коммуникаций библиотек вводятся:
— 1 единица рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий;
— 1 единица слесаря—сантехника;
— 1 единица слесаря—электромонтера.
(Согласно Нормативам численности рабочих, занятых обслуживанием общественных зданий Центрального бюро нормативов по труду Государственного комитета по труду и социальным вопросам).
5.6. Уровень оплаты труда должен соответствовать уровню выполняемой работы:
Показатели:
для отнесения муниципальных (публичных) библиотек к группам по оплате труда руководителей и специалистов.
Группа по оплате труда |
Среднегодовое число пользователей (тыс. человек) |
Среднегодовое число выдач документов (тыс. экз.) |
1 |
свыше 35 |
свыше 700 |
2 |
от 10 до 15 |
от 210 до 315 |
3 |
от 2, 5 до 10 |
от 50 до 210 |
Отнесение муниципальных (публичных) библиотек к группам по оплате труда руководителей и специалистов (повышение, понижение) производится по результатам работы за прошедшие три года в соответствии со статистической отчетностью по приказу руководителя, согласованному с учредителем.
При отнесении к группам по оплате труда библиотек, имеющих филиалы, учитывается общее количество показателей в целом, включая показатели филиалов.
Вновь созданные библиотеки, относятся к группам по оплате труда в зависимости от плановых показателей на год.
При снижении показателей работы муниципальной (публичной) библиотеки группа по оплате труда может понижаться на одну группу.
Администрация библиотеки и учредитель должны обеспечивать непрерывное образование всего персонала разными формами обучения (курсы, семинары, практикумы, стажировки, деловые игры, тренинги и др.).
Каждый работник библиотеки должен 1 раз в 5 лет обновлять свои знания по установленной программе. Сумма финансовых средств, предназначенная для обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5% от статей бюджета и включать все расходы на обучение персонала, исключая зарплату.
-
Финансовые ресурсы муниципальной публичной библиотеки
Финансирование библиотек осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования социальных расходов (субсидии), фонда финансовой поддержки (дотации), регионального фонда развития (субсидии), а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Обязательные бесплатные, гарантированные законом, услуги библиотеки населению должны финансироваться учредителем в объеме, необходимом для эффективного осуществления поставленных задач.
Расходы бюджета библиотеки с учетом всех предусмотренных законодательством источников его формирования осуществляются на следующие цели:
-
содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата надбавок, доплат, выплат компенсационного и стимулирующего характера, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров и др.);
-
комплектование, организация и сохранность фондов (приобретение новых книг, подписка на периодику, приобретение изданий видео- и звукозаписей, документов на CD-ROM, обеспечение оборудованием и средствами сохранности и безопасности фондов);
-
внедрение информационных технологий, автоматизация библиотеки (приобретение, замена и обновление компьютерного и иного технического оборудования, модернизация компьютерной техники, расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение и др.);
-
содержание здания (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т. д.);
-
организацию библиотечного пространства, оборудование помещений (приобретение мебели и оборудования, материалов, предметов дизайна и т. д.);
-
осуществление организационной, методической и управленческой деятельности (услуги связи, информационно-издательские и рекламные расходы, командировочные расходы, приобретение канцелярских и офисных принадлежностей и расходных материалов, др.);
-
публичная деятельность: проведение массовых мероприятий, организация выставок, представительские расходы.