Работа библиотек по правовому просвещению молодежи
МБУК «Центральная библиотека Спасского района»
Работа библиотек по правовому просвещению молодежи
(Методические рекомендации в помощь работе библиотек)
Современная Россия, провозгласившая в качестве приоритета создание правового государства, требует от общества пересмотреть людям подходы к воспитанию подрастающего поколения. Гражданин России должен обладать богатым внутренним миром, в котором господствуют нравственные ценности и категории добра, справедливости, чести, долга, ответственности. Это человек с высокой правовой культурой, гражданственностью и глубоким патриотизмом, готовый на подвиг во имя справедливости и закона, живущий в демократическом, правовом государстве.
На сегодняшний день налицо очевидный разрыв между предъявляемыми требованиями демократического законодательства Российской Федерации и достаточно низкий уровень правосознания юного поколения, несформированной культурой несовершеннолетних. Среди подростков и молодежи высок процент таких негативных явлений, как правовой нигилизм и инфантилизм, игнорирование права в целом как социальной ценности. Все это ведет к общему культурному обнищанию населения страны, особенно молодежи.
Сегодня остро стоит вопрос о необходимости возрождения правового образования. Такие знания особенно необходимы несовершеннолетним, не имея своей юридической грамотности, именно они чаще всего становятся преступниками или жертвами преступления. Статистика показывает распространение наркомании, курения, алкоголизма и других негативных явлений в подростковой среде. Мы видим, что практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений среди молодежи. Все это говорит о необходимости повышения правового просвещения среди детей, подростков, молодежи.
Великий мыслитель древности Плутарх говорил: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». В 15 – 20 лет происходит усвоение личностью социальных ценностей, таких как речь, мышление, привычки, нормы поведения и т.д. По сути, происходит приспособление сначала ребенка, затем подростка и молодого человека к жизни в обществе. На сегодняшний день именно библиотеки являются одними из самых важных структур в деятельности по формированию правовой культуры и осуществлению воспитания гражданина, информирования юных граждан.
Библиотеки должны работать в тесном контакте с представителями правоохранительных органов, школами, Домами культуры, юристами. Совместно с этими организациями можно разработать комплекс мероприятий, которые будут направлены на:
— ознакомление детей с законами, профилактику правонарушений;
— библиотерапевтическую помощь и поддержку молодежи посредством книги;
— коррекцию детского самосознания и социализацию личности;
— досуговую деятельность молодежи в стенах библиотек.
Библиотеки сталкиваются с проблемой дефицита необходимой литературы по правовому просвещению. Поэтому собственными силами библиотека может издавать библиографические материалы разных форм: памятки, закладки, информационные и рекомендательные списки: «Чтобы плохо не начать», «Защити себя сам», «Опасный возраст», «Жизнь прекрасна без вредных привычек», «Я гражданин России», тематические папки – досье: «Адреса юридической помощи», «Молодежь и право». В библиотеке оформить информационный стенд, где будут размещена информация о федеральном и региональном законодательстве в области молодежной политики.
В библиотеках для молодежи оформить книжные выставки на темы: «Дети без прав – Россия без будущего», «Предупредить преступление», «Правовые знания школьнику», «Мир закона в газетах и журналах», «Человек имеет право». В помощь читателям использовать разнообразные варианты представления литературы и информации по праву: выставку – совет «Юридический компас», выставку – панораму «Мораль. Право. Правовая культура», выставку – кроссворд «Правовой алфавит».
20 декабря – Международный день прав человека. В этот день можно провести анкетирование среди молодежи, которая поможет выяснить, в какой степени молодежь интересуется правовыми проблемами.
Анкета для учащихся 9-11 классов на тему: «Знаешь ли ты закон?»
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Обведи кружком вариант ответа, совпадающий с твоим мнением, или допиши свой.
-
Ты узнал, что твой друг совершил правонарушение. Что ты сделаешь:
а) сообщишь в полицию, взрослым;
б) поговоришь с ним сам;
в) ничего не предпримешь;
г) поддержишь его?
-
На твоих глазах совершается правонарушение. Например: у малыша отнимают деньги, избивают твоего товарища, старого человека, срывают телефонную трубку и так далее. Что ты предпримешь?:
а) немедленно вмешаешься;
б) будешь сохранять нейтралитет;
в) позовешь кого – нибудь на помощь?
-
Из каких источников ты узнаешь о работе полиции:
а) книги;
б) кино, радио, телевидение;
в) рассказы старших;
г) случаи со знакомыми?
-
Какие книги ты читал о полиции – назови, сколько сможешь.
-
Знаешь ли ты, с каких лет привлекают к уголовной ответственности?
Детям, как и взрослым, часто приходится встречаться с юридическими вопросами. Воспитание в духе уважения к законам, привлечения внимания к нормативным актам, знакомство с основными юридическими понятиями – все это означает развитие правовой грамотности молодежи.
Первые занятия или мероприятия в библиотеке должны быть направлены на повышение юридической грамотности детей и подростков, их знакомство с законодательством Российской Федерации, основными понятиями и нормами права, расширения их основных представлений о правах человека и правах ребенка.
Основным направлением работы библиотеки с молодежью является правовое информирование, предполагающее систематическое предоставление социально – политической, нормативно – правовой документации, доведение информации, обеспечивающей устойчивый уровень юридической грамотности, помогающей в решении проблем, связанных с трудовой деятельностью, учебой, лечением, отдыхом, материальным обеспечением. В качестве примеров можно провести следующие мероприятия: дискуссию «Восхождение по ступенькам права» (о страницах истории права и до наших дней), турнир «Знатоки закона и права», правовую игру «Сам себе юрист», открытую трибуну «Право и права», час правовой информации «Служба в армии: права и отсрочки призывника», беседа «Права человека – твои права».
Вопросы к беседе «Права человека – твои права»
-
Человек должен быть свободным. Согласны ли вы с тем, что он не должен быть ничем ограничен?
-
Люди от природы обладают разными задатками и способностями. Должны ли быть у них поэтому разные права?
-
Есть люди, которые уже неоднократно побывали в тюрьме. Надо ли ограничить их в некоторых правах (например, запретить проживать в крупных городах)?
-
Назовите людей, которые в нашей стране боролись за права человека.
-
Как вы думаете, чьи интересы и права важнее: государства или отдельного человека?
-
Какие особые права имеют дети? Назовите их.
-
Есть международные, а есть наши внутренние, российские законы о правах человека. Какие из них важные, приоритетные?
Особенно библиотекам надо обратить внимание на работу с трудными подростками. В библиотеке можно провести анализ читательских формуляров. На основе анализа формуляров библиотекари должны определить различные формы и методы работы с этими группами читателей, наметить круг их чтения, мероприятия, способствующие расширению и углублению правовых знаний, организации их полноценного досуга, привлечению к систематическому чтению.
В силу возрастных особенностей подросток стремится быть в коллективе, так как именно в общении со сверстниками более всего раскрываются его способности, выявляются интересы и наклонности. Если формирование таких компаний доверено улице, возникают нежелательные последствия. Поэтому библиотека должна стремиться создать «трудным» подросткам условия для активного общения со сверстниками. Библиотекарям надо беседовать с такими подростками, чтобы они носили характер заинтересованного обмена мнениями о повседневных делах, интересах, увлечениях, о происходящих сейчас переменах в нашей жизни.
Библиотекам можно составить программу мероприятий по профилактике правонарушений, в него можно включить:
вечер — диспут «Почему они совершили преступления?», час откровенного разговора «Как избавиться от дурных привычек», вечер вопросов и ответов «Чтобы достойно жить», ролевые игры «У опасной черты», уроки права на темы: «Ты имеешь право».
Для молодежи провести занятия, которые познакомят в доступной форме со статьями Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка. Все эти занятия можно построить на занимательных сюжетах из жизни, которые помогут познакомить читателей с наиболее важными статьями правовых документов, но и научить их принимать и отстаивать свои права, уважать права людей, быть терпимым и справедливым.
Для учащихся школы можно провести цикл мероприятий: «Подросток и закон», где они познакомятся с разделами уголовного кодекса РФ, в которых говорится об уголовной ответственности несовершеннолетних перед законом, о преступлениях, за которые они несут ответственность, наказание.
Выступление построить как разговор – размышление о наказаниях, предусмотренных в УК РФ по статье 161 « Грабеж», статья 162 «Разбой», статья 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортом». Познакомить со статьями, по которым наступает ответственность с 14 летнего возраста.
Разговор на эту тему послужат следующие вопросы:
Что такое преступление?
Что значит соучастие в преступление?
За что сажают подростков?
Кого и за что ставят на учёт в полицию?
В качестве примера противоправных действий, и подростка можно привести ситуацию, в которой рассказать об 11 разбойных нападениях на квартиры, совершенных четырьмя подростками. В заключение библиотекарь спросил ребят о том, что больше всего их потрясло в этой истории. Оказалось, что эти – сроки наказания, полученные правонарушителями. Ребятам показалось, что за семь с половиной лет, которые предстоит осужденными провести в тюрьме, пройдет вся их жизнь. Значит не характер преступления, а величина срока более всего запала в душу молодых людей. Это лишний раз доказывает необходимость вести с подростками диалог о нравственных понятиях.
Поэтому несколько встреч можно посвятить темам морали и нравственности. Для обсуждения использовать статьи из периодических изданий на темы:
«О дружбе и товариществе»;
«Вино вины не смягчает»;
«Доброта и доброжелательность».
Подростки могут ответить на вопросы:
1.Как вы понимаете слова «дружба» и «товарищество»?
2.Кого можно считать настоящим другом?
3.Можно ли прощать другу недостатки?
4.Что значит – верить человеку?
5.Бывает ли дружба вечной?
В Международный день защиты детей в библиотеках можно провести циклы тематических встреч по правовому воспитанию.
Сегодняшние дети, подростки – это будущие избиратели, и от того, какую жизненную и гражданскую позицию они выберут, зависит не только их судьба, но и судьба России. В библиотеке можно провести беседу «Государство – это Я», литературный час по правовым вопросам «Я полноправный страны гражданин», информационный час «Мы выбираем, нас выбирают», викторину «Что я знаю о праве».
Актуальность данной темы обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: культура, политики, экономики. Необходимо формировать у молодежи мировоззрение, основанное на уважение к закону, знаний ими своих прав и обязанностей, умению найти пути решения насущных проблем. Правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в самых разных ситуациях.
Список литературы:
- Горская Я. За будущее голосуем вместе // Библиотека. – 2016.- № 6. – с. 11.
- Еремина О. Принцип безвозмездности и авторское право. // Библиотека. – 2016. — № 9. – с. 33.
- Клюев В. Следуем намеченным курсом. // Библиотека. – 2016.- № 4. – с. 2.
- Симонова Ю. Пройти через трудности, обрести себя.// Библиотека. – 2016.- № 12. – с.44.
- Суворова В. Модельный стандарт. // Библиотека. – 2016. — № 11. – с.6.
- Балашова А. Несовершеннолетние – категория особая. //Библиотека. – 2015. — № 8.- с. 23.
- Гаспарян С. Цифровая зона опасности. // Библиотека. – 2015. — № 4. – с. 54.
- Данилова Р. Хотите знать законы? Тогда идите к нам! // Библиотека. – 2015. — № 1 – с. 13.
- Жуйкова Н. Юридический лабиринт. //Библиотека. – 2015. — № 9. – с. 12.
- Козыряцкая О. Преступление и наказание. // Библиотека.- 2015. — № 9. – с. 17.
- Леонтьева Т. Знать закон от А до Я. // Библиотека. – 2015. — № 10. – с. 14.
- Лялина М. Ликбез для избирателя. // Библиотека. – 2015. — № 7. – с. 19.
- Нажева С. Проводник по лабиринтам закона. //Библиотека. – 2015. – № 11. – с. 10.
- Позднеева Н. Каждый гражданин – избиратель. // Библиотека. – 2015. – № 3. – с.32.
- Яндушкина Е. Школа гражданственности. // Библиотека. – 2015. — № 5. – с. 22.
- Балашова А. Летняя школа: история, эффективность, итоги, перспективы. // Библиотека. – 2014.- № 10. – с. 19.
- Бузанова Г., Лапина Т. По лабиринтам юриспруденции // Библиотека. – 2014. — № 7. – с. 20.
- Василькова Т. Законы познавай смолоду! // Библиотека. – 2014. — № 7. – с. 20.
- Игнатьева Е. Следующая «станция» — политическая грамотность! // Библиотека. – 2014. — № 5. – с. 20.
- Ксенофонтова Т. «Безопасность детей». Горячая линия юристов. //Библиотека. – 2014. — № 12. – с. 19.
- Томилова Е. «Пароль к долголетию». //Библиотека. – 2014. — № 11. – с. 28.
Составитель: О. Морозова – главный библиотекарь ЦБ.