Работа библиотек по эстетическому воспитанию читателей
(Методические рекомендации в помощь работе библиотек)
МБУК «Центральная библиотека Спасского района»
Воспитание чувства человека начинается с красоты. Её восприятие – это первая ступень эмоциональной отзывчивости. Восприимчивость к прекрасному делает душу богаче и радостнее, помогает лучше понять себя и окружающий мир. Одно из основных работ библиотек является эстетическое воспитание.
Повышение эффективности использования читателями нравственно – эстетического, художественного потенциала литературы требует комплексной рекомендации художественной литературы и литературной критики, изданий по искусству, дифференцированного подхода и преемственности в содержании, методике и формах с различными категориями читателей: детьми, юношеством и взрослыми. Осуществление этого невозможно без улучшения качества работы библиотек, организации использования их фондов, а так же без взаимодействия с другими каналами эстетического воспитания – музеями, клубами, творческими организациями. Совместная работа библиотек с названными организациями эстетического воздействия базируется по двум направлениям:
— Информационное обеспечение деятельности всех звеньев системы.
— Использование их возможностей для целенаправленной пропаганды литературы, искусства и самой библиотеки.
Может возникнуть вопрос, а есть ли смысл небольшой отдельной взятой библиотеке брать на себя роль своеобразного моста между двумя культурами – так называемой высокой (ведь существуют музеи, театры, различные институты) и массовой. Библиотека наилучшим образом приспособлена, выполнять роль такого «моста». Библиотека на сегодняшний день осталась единственным по-настоящему открытым социальным институтом, доступным самым различным слоям населения, посредником в необходимом, особенно молодежи, диалоге с культурой и искусством.
Библиотека обладает такими возможностями, которые определяют её преимущество и делают по существу уникальным учреждением.
— Во — первых, она располагает наиболее благоприятными условиями для обеспечения комплексного воздействия на личность эстетических ценностей;
— Во- вторых, в отличие от других институтов культуры, библиотека пропагандирует не какой – либо один вид искусства, а развивает эстетический вкус во всех направлениях;
— В третьих библиотека организует привлечение своих читателей по всем видам эстетической деятельности;
— В четвертых, деятельность всех учреждений культуры, искусства ориентируется на широкие массы или группы, и только библиотека ориентируется на личность, на конкретного читателя.
Именно фонд современной библиотеки включает различные носители информации, имеющие эстетическое значение. Книга сама по себе – эстетическое явление, заключенное в художественную форму. Её внешний вид, оформление, научный аппарат, иллюстрированное оснащение и другие моменты, связанные с эмоциональным восприятием, могут оказывать большое влияние на формирование эстетического вкуса читателей. Подход к книге как эстетической ценности позволяет не только выстроить систему работы с ней, но и подключить широкий пласт научно- популярной, исторической, краеведческой и другой отраслевой литературы для раскрытия фонда.
Формы работы по пропаганде самой книги как эстетической ценности могут носить различный характер – это презентация книги, встреча с актуальной книгой, выставка одной книги, выставка – портрет, книжно – предметная выставка.
Книжные выставки в библиотеке, имеющие своей целью делать рекламу книги и её популяризацию, могут иметь самые различные нетрадиционные формы — это выставка – игра, выставка – дискуссия, выставка – размышление, выставка – календарь, выставка – вернисаж.
В библиотеке можно оформить выставки на темы: «Краски и звуки родной природы», «Осень – дивная пора», «Здравствуй, гостья зима», «Полюбуйся: весна наступает», «Галерея искусств», «Чудеса народного искусства», на которой будут экспонироваться подлинные предметы декоративно – прикладного творчества. При оформлении выставок библиотекари могут использовать вырезки из журналов, редкие иллюстрации, художественные альбомы.
«В ней душа — как ясный день» (женщины 18-19 веков в портретах русских художников)
«Русская сказка в живописи В.М. Васнецова»
«Молчаливая поэзия цветов» (цветы в живописи, поэзии, музыке)
Выставка – экскурсия «Павел Третьяков и его галерея», здесь читатель узнает о знаменитом на весь мир музее Государственной Третьяковской галерее, а также о его основателе П. Третьякове.
«Художник, воспевающий море» (о Айвозовском), а также поместите рисунки детей на тему: «Я рисую море»
«Певец русской природы» (о Шишкине)
«Россия глазами В. Г. Перова»
«Души изменчивой приметы» (о русских художниках)
Теперь мы коснемся вопроса о формах и методах работы с читателями в плане эстетического воспитания. Наряду с широким набором универсальных форм, выработанных библиотечной многолетней практикой, есть и характерные для эстетического воспитания читателей это– литературно – музыкальные вечера, художественные салоны, часы музыки и поэзии, клубы любителей искусства и т. д. Выставки, вечера, концерты, встречи с деятелями искусства – великолепное средство раскрытия фондов библиотек. Такого рода деятельность дает людям радость приобщения к искусству, обеспечивает возможность живого общения с единомышленниками.
В плане работы библиотеки по эстетическому воспитанию массовые мероприятия должны содержать множество форм.
Вечера – диалоги – являются разновидностью дискуссии в библиотеке.
Вечер – портрет – позволяет через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе.
Вечера – поэзии – довольно распространенная форма работы библиотеки в эстетическом направлении. Они могут быть посвящены как творчеству отдельных поэтов, так и направлениям в русской и зарубежной поэзии в различные периоды истории.
Литературно – поэтические объединения (клубы) объединяются при библиотеке вокруг творчески одаренных любителей искусства.
Еще одна распространенная форма работы библиотеки в области эстетического воспитания – музыкально – художественный салон. Целью работы таких салонов может быть как повышение музыкально – художественного уровня личности, повышение эстетической культуры, так и развитие художественно-творческих интересов. Суть салонов заключается в камерном общении знатоков и любителей искусства. В работу салона могут входить встречи с авторами художественных произведений: поэтами, прозаиками, художниками, музыкантами, мастерами декоративно – прикладного искусства. Оформление помещения для встреч в салоне имеет большое значение. При отсутствии специальных уютных помещений в гостиную-салон можно преобразить читальный зал или его часть – особо оформить уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом, свечами и т.д.
Бенефис читателя – это представление библиотекой в театрализованной форме одного из читателей, личность и творчество, которого было бы интересно с точки зрения эстетики. (Например, «Муза страстная, но и молчаливая» (о художнике), «В мире волшебных звуков» (о музыканте).
Мы остановились только на некоторых формах работы библиотеки по эстетическому воспитанию. Специфика эстетического воспитания, прежде всего в его эмоциональности. Поэтому библиотекарь должен быть сам духовно развит, эмоционален, и находиться всегда в творческом поиске.
Рекомендуем темы мероприятий библиотекам в помощь эстетическому воспитанию:
Цикл мероприятий на тему: «Из истории русского искусства»
«Искусство, возвышающее душу» (о древнерусском искусстве, иконописи)
«О нет, ты не будешь забвенно, столетье» (о русском искусстве 18 века)
«Лики красоты» (о русском искусстве 19 века)
«Мастера и шедевры» (о русском искусстве 20 века)
«История в зеркале искусства» (о судьбах русской творческой интеллигенции)
«Что за чудо эти сказки»
Цикл мероприятий на тему: «Русская живопись»
«Души изменчивой приметы» (Ф. Рокотов)
«Натуры сокровенные черты» (Д. Левицкий)
«Сквозь жемчужную дымку» (В. Боровиковский)
«Владея языком огня» (К. Брюллов)
«Художник-гражданин» (И. Крамской)
«Богатырь русского искусства» (И. Репин)
«Поэт родной природы» (Ф. Васильев)
Цикл мероприятий на тему: «Поэзии серебряные струны»
«Анна Ахматова: жизнь и судьба»
«Есть в русской природе усталая нежность» (творчество А. Фета, Ф. Тютчева)
«Любимое дитя России» (Есенин)
«О любви языком поэзии»
Устный журнал «Титан Возрождения» (О Леонардо да Винчи)
- стр. «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь»
- стр. «Все, к чему прикасалась его рука, становилась прекрасным»
- стр. «Пусть меня не читает тот, кто не математик» (о Леонарде да Винчи как об ученом)
В целях сохранения национальной культуры, искусства, устного народного творчества можно провести тематические вечера «Обряды и традиции русского народа», «Воскресла в сказках старина», «Петрушка на книжной ярмарке».
Список литературы:
- Иванова Л.Н. На балу// Читаем, учимся, играем. – 2014.-№5.-с.57
- Малыгавко Т.А. История в картинах //Читаем, учимся, играем.-2014.-№2.-с.86.
- Горячева Е.А. «Пульс мироздания алого цвета»// Читаем, учимся, играем.-2014.-№ 4.-с.83.
- Перепелица В.В. Волшебная кисть Брюллова// Читаем, учимся, играем.-2014.-№12.-с.92.
- Ивашина В.В. Победившее время.// Читаем, учимся, играем.-2014.- № 10.- с.77.
- Мальгавко Т.А. Художник, опередивший время.// Читаем, учимся, играем.-2014.-№ 7.- с. 102.
- Ежеменских Л.В. Мастерство добрых рук // Читаем, учимся, играем.- 2014.- № 8. – с. 98.
- Иванова И.А. Славная русская трапеза. // Читаем, учимся, играем.- 2014.- № 8.- с.92.
- Вицен С.И. Воспоминания об осени.// Читаем, учимся, играем.- 2014. — № 8.- с. 56.
- Назарова Л.М. Диво дивное, чудо чудное.// Читаем, учимся, играем. – 2014.- № 9.- с. 104.
- Мальгавко Т.А. Нежная лирика пейзажа // Читаем, учимся, играем.- 2014.- № 3.- с.104.
- Гуреев В.Н. «Бессмертный гений» // Читаем, учимся, играем. -2014. — № 3. – с. 11.
- Зархи С.Б. Союз гениев музыки и слова // Читаем, учимся, играем. – 2015.- № 3.- с. 86.
- Зархи С.Б. «Любимец моды легкокрылой» // Читаем, учимся, играем.- 2015.- № 6. – с. 105.
- Зархи С.Б. Союз гениев музыки и слова // Читаем, учимся, играем.- 2015.- № 4.- с.81.
- Родионова И.Н. Нежная лирика пейзажа // Читаем, учимся, играем // 2015. – № 5.- с.85.
- Кукушкина Л.П. «Уж небо осенью дышало…» // Читаем, учимся, играем.- 2013.- № 7.- с. 45.
- Степанова Т.В. В краю, где живет русская старина // Читаем, учимся, играем.- 2013- № 12.- с.88.
Составитель:
О.Н. Морозова – гл. библиотекарь,
исполняющая обязанности руководителя
сектора методической работы
Спасск 2016