• Главная
  • Платные услуги
  • Межбиблиотечный абонемент
  • Фотоальбомы
  • Контакты
RSS
twitter
  • Поиск по сайту

  • Версия для слабовидящих
  • Меню

    • О библиотеке
      • Устав
      • Распоряжение
      • История
      • Свидетельство о госрегистрации
      • План работы на 2022 год
      • Пояснительная записка к статотчету за 2021 год
      • Сведения об операциях за 2017 год
      • Сведения об операциях за 2018 год
      • Коллективный договор
      • Структура
      • СОГЛАШЕНИЕ о пользовании периодическими изданиями
      • Минимальный социальный стандарт
      • Положение об отделе обслуживания читателей
      • Положение об отделе комплектования
      • Положение о детской библиотеке
      • Положение о структурных подразделениях
      • Положение о едином фонде
      • Положение об «Информационном центре по проблемам детства и юношества»
      • Положение об информационно-библиографическом отделе
      • Положение о центре правовой и гражданской активности
      • Положение о секторе методической работы
      • Положение об оценке эффективности
      • Муниципальное задание на 2023 год
      • Административный регламент
      • Инвалидам
      • Договор об оказании платных услуг
      • Библиотека в СМИ
      • О внесении изменений в особенности правового регулирования трудовых отношений
    • Пушкинская Карта
    • Читателям
      • Правила пользования
      • К услугам пользователей
      • Объявления
      • Права ребенка
      • Постановление правительства по делам несовершеннолетних
      • Новые поступления
        • 2020 год
        • 2021 год
    • Книга Памяти
    • Краеведение
      • Полные кавалеры ордена Славы
      • Герои Советского Союза
      • Почетные граждане Спасского района
      • Календарь знаменательных и памятных дат по Спасскому району
      • История города Спасска
      • Спасская земля
      • Видеоматериалы
      • Как это было…
      • Ксения Куприяновна Петухова
    • Ресурсы
      • СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС
      • СПС ГАРАНТ
      • Периодические издания
      • Краеведческий каталог
      • Картотека статей методических материалов
      • Электронный каталог
    • Коллегам
      • Публичный отчёт
      • Инструкции
      • Методические рекомендации
      • Тематические семинары
      • Кодекс этики российского библиотекаря
      • Круглый стол
      • Тематический семинар
    • Оценка качества
      • Независимая система оценки качества
      • Положение о системе НОК
      • Рекомендации по проведению независимой оценки
    • Антикоррупционная политика
      • Приказы
      • Уведомление
      • Дополнительное соглашение
      • Порядок уведомления
      • Журнал регистрации
      • Памятка при опасности
      • Кодекс этики
    • Наркодиспансер
    • Контакты
  • Социальные сети

  • Ссылки

     
     

     
  • Рубрики

    • Без рубрики
    • Год экологии
    • Детская библиотека
    • Ижевская детская библиотека
    • Ижевская зональная библиотека
    • Клуб «Молодой избиратель»
    • Коллегам
    • Мероприятия
    • Мы и общество
    • Новокиструсская библиотека
    • Перкинская библиотека
    • Центральная библиотека
    • Читателям
  • Свежие записи

    • Этот заповедный мир
    • Жизнь, словно кадры киноленты(к 85-летию со дня рождения В.С.Высоцкого)
    • Подвиг Ленинграда
    • Мир дому твоему: традиции и обычаи русского народа
    • Урок мужества Битва за Ленинград
    • Весёлая карусель «Зимняя сказка» в Спасской детской библиотеке
    • 120 лет со дня рождения академика Курчатова И.В.
    • Новогодний калейдоскоп «Чудеса продолжаются!
    • Когда придёт Новый год…
    • Профилактика гриппа — вакцинация
    • О героях былых времён…
    • Н.Г.Басов -100лет со дня рождения
    • День Героев Отечества
    • Героям Отечества слава и честь
    • Час памяти «Поклонимся великим тем годам…» 

Работа библиотек по правовому просвещению молодежи


МБУК «Центральная библиотека Спасского района»

Работа библиотек по правовому просвещению молодежи

(Методические рекомендации в помощь работе библиотек)

         Современная Россия, провозгласившая в качестве приоритета создание правового государства, требует от общества пересмотреть людям подходы к воспитанию подрастающего поколения. Гражданин России должен обладать богатым внутренним миром, в котором господствуют нравственные ценности и категории добра, справедливости, чести, долга, ответственности. Это человек с высокой правовой культурой, гражданственностью и глубоким патриотизмом, готовый на подвиг во имя справедливости и закона, живущий в демократическом, правовом государстве.

          На сегодняшний день налицо очевидный разрыв между предъявляемыми требованиями демократического законодательства Российской Федерации и достаточно низкий уровень правосознания юного поколения, несформированной культурой несовершеннолетних. Среди подростков и молодежи высок процент таких негативных явлений, как правовой нигилизм и инфантилизм, игнорирование права в целом как социальной ценности. Все это ведет к общему культурному обнищанию населения страны, особенно молодежи.

         Сегодня остро стоит вопрос о необходимости возрождения правового образования. Такие знания особенно необходимы несовершеннолетним, не имея своей юридической грамотности, именно они чаще всего становятся преступниками или жертвами преступления. Статистика показывает распространение наркомании, курения, алкоголизма и других негативных явлений в подростковой среде. Мы видим, что практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений среди молодежи. Все это говорит о необходимости повышения правового просвещения среди детей, подростков, молодежи.

         Великий мыслитель древности Плутарх говорил: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». В 15 – 20 лет происходит усвоение личностью социальных ценностей, таких как речь, мышление, привычки, нормы поведения и т.д. По сути, происходит приспособление сначала ребенка, затем подростка и молодого человека к жизни в обществе. На сегодняшний день именно библиотеки являются одними из самых важных структур в деятельности по формированию правовой культуры и осуществлению воспитания гражданина, информирования юных граждан.

         Библиотеки должны работать в тесном контакте с представителями правоохранительных органов, школами, Домами культуры, юристами. Совместно с этими организациями можно разработать комплекс мероприятий, которые будут направлены на:

         — ознакомление детей с законами, профилактику правонарушений;

         — библиотерапевтическую помощь и поддержку молодежи посредством книги;

         — коррекцию детского самосознания и социализацию личности;

         — досуговую деятельность молодежи в стенах библиотек.

         Библиотеки сталкиваются с проблемой дефицита необходимой литературы по правовому просвещению. Поэтому собственными силами библиотека может издавать библиографические материалы разных форм: памятки, закладки, информационные и рекомендательные списки: «Чтобы плохо не начать», «Защити себя сам», «Опасный возраст», «Жизнь прекрасна без вредных привычек», «Я гражданин России», тематические папки – досье: «Адреса юридической помощи», «Молодежь и право». В библиотеке оформить информационный стенд, где будут размещена информация о федеральном и региональном законодательстве в области молодежной политики.

В библиотеках для молодежи оформить книжные выставки на темы: «Дети без прав – Россия без будущего», «Предупредить преступление», «Правовые знания школьнику», «Мир закона в газетах и журналах», «Человек имеет право». В помощь читателям использовать разнообразные варианты представления литературы и информации по праву: выставку – совет «Юридический компас», выставку – панораму «Мораль. Право. Правовая культура», выставку – кроссворд «Правовой алфавит».

 20 декабря – Международный день прав человека. В этот день можно провести анкетирование среди молодежи, которая поможет выяснить, в какой степени молодежь интересуется правовыми проблемами.

Анкета для учащихся 9-11 классов на тему: «Знаешь ли ты закон?»

         Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Обведи кружком вариант ответа, совпадающий с твоим мнением, или допиши свой.

  1. Ты узнал, что твой друг совершил правонарушение. Что ты сделаешь:

         а) сообщишь в полицию, взрослым;

         б) поговоришь с ним сам;

         в) ничего не предпримешь;

         г) поддержишь его?

  1. На твоих глазах совершается правонарушение. Например: у малыша отнимают деньги, избивают твоего товарища, старого человека, срывают телефонную трубку и так далее. Что ты предпримешь?:

         а) немедленно вмешаешься;

         б) будешь сохранять нейтралитет;

         в) позовешь кого – нибудь на помощь?

  1. Из каких источников ты узнаешь о работе полиции:

         а) книги;

         б) кино, радио, телевидение;

         в) рассказы старших;

         г) случаи со знакомыми?

  1. Какие книги ты читал о полиции – назови, сколько сможешь.

  2. Знаешь ли ты, с каких лет привлекают к уголовной ответственности?

         Детям, как и взрослым, часто приходится встречаться с юридическими вопросами. Воспитание в духе уважения к законам, привлечения внимания к нормативным актам, знакомство с основными юридическими понятиями – все это означает развитие правовой грамотности молодежи.

         Первые занятия или мероприятия в библиотеке должны быть направлены на повышение юридической грамотности детей и подростков, их знакомство с законодательством Российской Федерации, основными понятиями и нормами права, расширения их основных представлений о правах человека и правах ребенка.

         Основным направлением работы библиотеки с молодежью является правовое информирование, предполагающее систематическое предоставление социально – политической, нормативно – правовой документации, доведение информации, обеспечивающей устойчивый уровень юридической грамотности, помогающей в решении проблем, связанных с трудовой деятельностью, учебой, лечением, отдыхом, материальным обеспечением. В качестве примеров можно провести следующие мероприятия: дискуссию «Восхождение по ступенькам права» (о страницах истории права и до наших дней), турнир «Знатоки закона и права», правовую игру «Сам себе юрист», открытую трибуну «Право и права», час правовой информации «Служба в армии: права и отсрочки призывника», беседа «Права человека – твои права».

                            Вопросы к беседе «Права человека – твои права»

  1. Человек должен быть свободным. Согласны ли вы с тем, что он не должен быть ничем ограничен?

  2. Люди от природы обладают разными задатками и способностями. Должны ли быть у них поэтому разные права?

  3. Есть люди, которые уже неоднократно побывали в тюрьме. Надо ли ограничить их в некоторых правах (например, запретить проживать в крупных городах)?

  4. Назовите людей, которые в нашей стране боролись за права человека.

  5. Как вы думаете, чьи интересы и права важнее: государства или отдельного человека?

  6. Какие особые права имеют дети? Назовите их.

  7. Есть международные, а есть наши внутренние, российские законы о правах человека. Какие из них важные, приоритетные?

         Особенно библиотекам надо обратить внимание на работу с трудными подростками. В библиотеке можно провести анализ читательских формуляров. На основе анализа формуляров библиотекари должны определить различные формы и методы работы с этими группами читателей, наметить круг их чтения, мероприятия, способствующие расширению и углублению правовых знаний, организации их полноценного досуга, привлечению к систематическому чтению.

         В силу возрастных особенностей подросток стремится быть в коллективе, так как именно в общении со сверстниками более всего раскрываются его способности, выявляются интересы и наклонности. Если формирование таких компаний доверено улице, возникают нежелательные последствия. Поэтому библиотека должна стремиться создать «трудным» подросткам условия для активного общения со сверстниками. Библиотекарям надо беседовать с такими подростками, чтобы они носили характер заинтересованного обмена мнениями о повседневных делах, интересах, увлечениях, о происходящих сейчас переменах в нашей жизни.

         Библиотекам можно составить программу мероприятий по профилактике правонарушений, в него можно включить:

          вечер — диспут «Почему они совершили преступления?», час откровенного разговора «Как избавиться от дурных привычек», вечер вопросов и ответов «Чтобы достойно жить», ролевые игры «У опасной черты», уроки права на темы: «Ты имеешь право».

         Для молодежи провести занятия, которые познакомят в доступной форме со статьями Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка. Все эти занятия можно построить на занимательных сюжетах из жизни, которые помогут познакомить читателей с наиболее важными статьями правовых документов, но и научить их принимать и отстаивать свои права, уважать права людей, быть терпимым и справедливым.

          Для учащихся школы можно провести цикл мероприятий: «Подросток и закон», где они познакомятся с разделами уголовного кодекса РФ, в которых говорится об уголовной ответственности несовершеннолетних перед законом, о преступлениях, за которые они несут ответственность, наказание.

          Выступление построить как разговор – размышление о наказаниях, предусмотренных в УК РФ по статье 161 « Грабеж», статья 162 «Разбой», статья 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортом». Познакомить со статьями, по которым наступает ответственность с 14 летнего возраста.

         Разговор на эту тему послужат следующие вопросы:

         Что такое преступление?

         Что значит соучастие в преступление?

         За что сажают подростков?

         Кого и за что ставят на учёт в полицию?

         В качестве примера противоправных действий, и подростка можно привести ситуацию, в которой рассказать об 11 разбойных нападениях на квартиры, совершенных четырьмя подростками. В заключение библиотекарь спросил ребят о том, что больше всего их потрясло в этой истории. Оказалось, что эти – сроки наказания, полученные правонарушителями. Ребятам показалось, что за семь с половиной лет, которые предстоит осужденными провести в тюрьме, пройдет вся их жизнь. Значит не характер преступления, а величина срока более всего запала в душу молодых людей. Это лишний раз доказывает необходимость вести с подростками диалог о нравственных понятиях.

         Поэтому несколько встреч можно посвятить темам морали и нравственности. Для обсуждения использовать статьи из периодических изданий на темы:

         «О дружбе и товариществе»;

         «Вино вины не смягчает»;

         «Доброта и доброжелательность».

         Подростки могут ответить на вопросы:

         1.Как вы понимаете слова «дружба» и «товарищество»?

         2.Кого можно считать настоящим другом?

         3.Можно ли прощать другу недостатки?

         4.Что значит – верить человеку?

         5.Бывает ли дружба вечной?

         В Международный день защиты детей в библиотеках можно провести циклы тематических встреч по правовому воспитанию.

          Сегодняшние дети, подростки – это будущие избиратели, и от того, какую жизненную и гражданскую позицию они выберут, зависит не только их судьба, но и судьба России. В библиотеке можно провести беседу «Государство – это Я», литературный час по правовым вопросам «Я полноправный страны гражданин», информационный час «Мы выбираем, нас выбирают», викторину «Что я знаю о праве».

         Актуальность данной темы обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: культура, политики, экономики. Необходимо формировать у молодежи мировоззрение, основанное на уважение к закону, знаний ими своих прав и обязанностей, умению найти пути решения насущных проблем. Правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в самых разных ситуациях.

Список литературы:

  1. Горская Я. За будущее голосуем вместе // Библиотека. – 2016.- № 6. – с. 11.
  1. Еремина О. Принцип безвозмездности и авторское право. // Библиотека. – 2016. — № 9. – с. 33.
  2. Клюев В. Следуем намеченным курсом. // Библиотека. – 2016.- № 4. – с. 2.
  1. Симонова Ю. Пройти через трудности, обрести себя.// Библиотека. – 2016.- № 12. – с.44.
  2. Суворова В. Модельный стандарт. // Библиотека. – 2016. — № 11. – с.6.
  3. Балашова А. Несовершеннолетние – категория особая. //Библиотека. – 2015. — № 8.- с. 23.
  4. Гаспарян С. Цифровая зона опасности. // Библиотека. – 2015. — № 4. – с. 54.
  1. Данилова Р. Хотите знать законы? Тогда идите к нам! // Библиотека. – 2015. — № 1 – с. 13.
  2. Жуйкова Н. Юридический лабиринт. //Библиотека. – 2015. — № 9. – с. 12.
  3. Козыряцкая О. Преступление и наказание. // Библиотека.- 2015. — № 9. – с. 17.
  4. Леонтьева Т. Знать закон от А до Я. // Библиотека. – 2015. — № 10. – с. 14.
  5. Лялина М. Ликбез для избирателя. // Библиотека. – 2015. — № 7. – с. 19.
  6. Нажева С. Проводник по лабиринтам закона. //Библиотека. – 2015. – № 11. – с. 10.
  1. Позднеева Н. Каждый гражданин – избиратель. // Библиотека. – 2015. – № 3. – с.32.
  1. Яндушкина Е. Школа гражданственности. // Библиотека. – 2015. — № 5. – с. 22.
  2. Балашова А. Летняя школа: история, эффективность, итоги, перспективы. // Библиотека. – 2014.- № 10. – с. 19.
  3. Бузанова Г., Лапина Т. По лабиринтам юриспруденции // Библиотека. – 2014. — № 7. – с. 20.
  4. Василькова Т. Законы познавай смолоду! // Библиотека. – 2014. — № 7. – с. 20.
  1. Игнатьева Е. Следующая «станция» — политическая грамотность! // Библиотека. – 2014. — № 5. – с. 20.
  2. Ксенофонтова Т. «Безопасность детей». Горячая линия юристов. //Библиотека. – 2014. — № 12. – с. 19.
  3. Томилова Е. «Пароль к долголетию». //Библиотека. – 2014. — № 11. – с. 28.

Составитель: О. Морозова – главный библиотекарь ЦБ.

 

 

 

 

 

    • Архивы

    • Рубрики

      • Без рубрики
      • Год экологии
      • Детская библиотека
      • Ижевская детская библиотека
      • Ижевская зональная библиотека
      • Клуб «Молодой избиратель»
      • Коллегам
      • Мероприятия
      • Мы и общество
      • Новокиструсская библиотека
      • Перкинская библиотека
      • Центральная библиотека
      • Читателям
    • Статистика

      Яндекс.Метрика
Copyright © 2023 . Все права защищены.