Библиотека и семья
(Методические рекомендации в помощь библиотек по организации семейного чтения)
МБУК «Центральная библиотека Спасского района»
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Ю. Тютчев
В стране сложились две острые тенденции это утрата традиций семейного чтения и рост духовного отчуждения детей и взрослых. Обществу нужны грамотные, образованные, творческие люди, и учить этому нужно с детства. То, что заложено в детстве, потом только развивается и совершенствуется.
Сотрудничество библиотеки и семьи – наиболее действенное направление, способствующее духовному, интеллектуальному и творческому развитию детей.
Значимость информации, особенно книги, в жизни ребенка, его семьи огромна. Это связь между будущим и настоящим. Читая, дети удовлетворяют свои познавательные интересы, любознательность, развиваются эстетически и нравственно. Взрослые должны помочь пробуждению у ребенка интереса к книге и чтению.
Книга для каждого члена семьи стала бы не случайным развлечением, а источником радости и разума.
Читая, ребенок обязательно должен найти свою книгу, которая поможет осмыслить накопленные им знания. Но в этом важном деле верными помощниками остаются родители, которые должны научить детей видеть в людях светлое, доброе, помогать ребенку открывать по — настоящему прекрасный окружающий мир. Но в то же время вырабатывать у семьи стремление тщательно анализировать происходящее вокруг, знать и понимать социальную действительность, чаще всей семьей обсуждать события международной и внутриполитической жизни, разъяснять смысл всего происходящего.
Многое изменилось за последние годы, но главное отношение населения к библиотеке, потребность в которой год от года растет, как к информационному, культурно – просветительному и досуговому центру. Родители, учителя видят в библиотекарях своих помощников, т.к. семья и школа столкнулись в наши дни с множеством проблем в деле воспитания и образования молодежи.
В своей работе библиотеки должны стараться учитывать интересы всех групп читателей, как взрослых, так и детей. Работники библиотек должны пытаться сделать свою библиотеку центром образования, досуга и общения, найти тропинку к каждому читателю, повысить престиж своего культурного учреждения.
Цели нашей работы:
— информационное обеспечение родителей по проблемам семейного воспитания;
— в жизни каждой семьи должен быть активный отдых, встреча с друзьями;
— взаимоотношение взрослых и детей вне стен дома, анализ поведения вне семьи;
— развитие чувства коллективизма, озаренного дружбой, единомыслием;
— ограждение детства и отрочества от алкоголя, наркомании. Влияние различных сект проблема реальная и актуальная;
— доля мужского участия в воспитании детей. Есть прямая связь между хорошим примером отца и счастливой семьи;
— организация библиотекой для семьи мира красоты, игры, сказки, музыки, творчества.
Читательская группа «Семья» должна быть приоритетная в библиотеке. Систематически изучаться интересы и потребности семей. Проводить анкетирование «Библиотека в помощь воспитанию и чтению в семье», анализ читательских формуляров этой группы читателей с целью выявления «Лучшей читающей семьи». Все это помогает библиотеке ведению целенаправленной работы с семьями.
Залогом успешной работы по любому направлению библиотечной деятельности является создание информационных ресурсов, главной составляющей которой является библиотечный фонд, направленный на удовлетворение информационных потребностей как родителей, так и детей. В секторе абонемента можно выделить специализированный фонд «Мир семьи», где будет собрана литература о домашнем чтении, семье, воспитании в семье, подготовке детей к школе, семейном творчестве. Можно создать комфортный «семейный уголок», где можно будет организовать актуальные выставки по семейной тематике: «Мудрость родительской любви», «Эти книги читали ваши родители», «Из семьи в общество» и др.
В библиотеку дети часто приходят вместе с родителями, бабушками и дедушками. Пока дети выбирают для себя книги, родители могут получить информацию о книгах для семейного чтения, используя тематическую подборку «Мамина полка».
Работа библиотеки по выбранному направлению должна совершенствовать справочно – библиографический аппарат. Оформить тематические папки, досье на темы: «Служба семьи», «Семейный университет», информационные листки «Семейное чтение для сердца и разума». В библиотеке можно организовать информационный стенд «Родителям и детям». Разработать для родителей памятку «Научите ребенка любить книгу» и поместить её на информационный стенд.
Сейчас у книги существует много конкурентов ТВ, компьютер. Но нельзя забывать, что книга по – прежнему необходима, ибо первая открывает мир, учит сопереживать, сострадать, радоваться. А задача библиотекаря пробудить в душе ребенка эту драгоценную способность. Культура общения с литературой закладывается в семье. Когда малыш часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатления о прочитанном, радуются покупке интересной книги, когда родители вместе с ребёнком идут в библиотеку, то любовь к печатному слову проявляется у него как естественная необходимость.
Приобщение к книге происходит лишь в том случае, когда семья, школа, библиотека поддерживают друг друга.
В рамках Дней чтения можно провести праздники «Обрати свое сердце к книгам», «Парад любимых книг», беседу «Пример родителей в становлении личности ребенка».
Одно из приоритетных направлений – помощь родителям в воспитании здоровых детей. Наибольшей популярностью пользуются комплексные мероприятия по молодежным проблемам «Я становлюсь взрослым», «Возраст тревог и ошибок», «Остановим безумие», «Умение владеть собой». На мероприятия можно пригласить специалистов по молодежным проблемам: медицинских работников, психологов, юристов, работников правоохранительных органов.
Для детей и родителей организовывать вечера — встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда на темы: «Я помню, я горжусь», «Судьбы моей простое полотно», «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Библиотека должна проводить работу с семьями, где есть дети- инвалиды и проводить по разным направлениям. Она разнообразна по формам и тематике: беседы по искусству «Сокровища человечества», тематические вечера по истории родного края «Любовью к родине дыша», праздники «Спешите делать добрые дела», семейный вечер «Семья в жизни и творчестве русских писателей». Можно организовать выставку «Культура и традиции в семейном быту», на которой представить книги, периодические издания, иллюстрированный материал, предметы русского быта кухонной утвари.
Библиотеки для родителей и детей могут проводить различные мероприятия по форме и содержанию: праздник «Спешите делать добрые дела», семейный вечер «Семья – источник вдохновенья», «Всему начало отчий дом», конкурс «Читаешь сам, приведи друга», праздник «Волшебная магия книжных страниц». Программные мероприятия должны охватывать все основные направления воспитательной работы: патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое.
Для молодой семьи в библиотеке можно оформить выставку на тему: Совет да любовь», с разделами: «Мудрость веков», «Я помню чудное мгновение», «Азбука для двоих», «Что вы знаете о младенце?», «Мы такие разные», а также провести мероприятия, касающихся воспитания будущей семьи на темы: «Моя родословная», «Традиция русской свадьбы», «Свой дом украшу я сама», «Люби и почитай родителей своих», «Как сойтись характерами». Провести в библиотеке вечер – чествования семейных династий.
В библиотеках создать семейный клуб любителей и защитников чтения «Читаешь ты, читаю я, читает вся семья!». Занятия клуба с семьями можно проводить под девизом: «Прочитай сам и расскажи другому». Темы клубных заседаний при выборе должны руководствоваться их читательским интересам, чтобы они были социально и нравственно значимыми. Занятия в клубе можно провести на следующие темы: « А Русь все так же будет жить!» (историческая литература о России), «Я принес для Отечества – славу, а для памяти ордена» (военная тема в литературе), «На любовь свое сердце настрою» (любовная лирика и проза), «Добрым быть совсем не просто» (тема доброты и человечности), «Под зеленым парусом — в будущее» (проблемы экологии). Родители вместе с детьми охотно участвуют в литературных семейных праздниках «Свет рождественской звезды», «Сударыня наша Масленица», «А я бабушку люблю», «Мама, папа и братишка, почитаем вместе книжку».
Мы все чаще убеждаемся в том, что через семью начинается возрождение былой трудовой и нравственной силы России, побуждает библиотеки вести целенаправленную культурную и информационную политику, ориентированную на укрепление семейных ценностей, уважение к семейным традициям, воспитание детей в духе нравственной ответственности за семью и всех её членов.
Список литературы:
- Краснова Е. «Звездочка моя ясная» //Библиотека.- 2016.- №5.- с.60-63
- Герасимов Е. Фестиваль, проходящий ежегодно //Библиотека.- 2014.- №2.- с. 41
- Очирова Э., Самбуева Л. Тайны хранятся в «Волшебном рюкзачке» //Библиотека.- 2014.- №7.- с.31-33
- Партина А. Незнайка становится знайкой //Библиотека.- 2014.- №8.- с.45
- Михеева Т. Здесь встречаются и стар и млад //Библиотека.- 2013.- №8.- с.48-50
- Герасимова А. Мы – за читающую Россию //Библиотека.- 2012.- №11.- с.17
- Андриевских Т. Тропинками Родного края //Библиотека.- 2012.- №1.- с.45
- Амерова Д. Одна семья на планете Земля //Библиотека.- 2008.- №9.- с.21
- Вдовина Т. Семь семейных //Библиотека.- 2008.- №10.- с.20-22
- Гурьева Г. Досуг – сфера духовная //Библиотека.- 2008.- №11.- с.16
- Мамедова Л. «Читаешь ты, читаю я, читает вся семья!» //Библиотека.- 2008.- №8.- с.31
Составитель: О.Н. Морозова – главный библиотекарь,
исполняющая обязанности руководителя сектора
методической работы
Спасск 2017