Библиотека и русский язык
(Методические рекомендации в помощь работе библиотек)
МБУК «Центральная библиотека Спасского района»
Сохраняя богатство русского языка,
возрождаем духовность нашего общества.
Речевая культура — один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке — провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свой интеллект люди выражают при помощи слов. О вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит — злой; говорит вежливо, ласково — добрый.
Слово — удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре В. И Даль. В словаре С.И. Ожегова — 57000 слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20000 слов.
Библиотеки проводят большую работу в помощь овладения, изучения, использования и сохранения русского языка, используя различные формы и методы.
Основные цели библиотек — это способствовать созданию системы языковой культуры читателей; поднять престиж русского языка как национального языка русского народа; научить детей говорить грамотно и свободно, доступно и выразительно; научить читателей пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.
Толчком для начала этой работы явилось предложение Д.С. Лихачева по созданию в Российских библиотеках Справочных бюро русского языка. Его основу составляют словари, справочники и другие издания по русскому языку, сгруппированные следующим образом:
- толковые (БАС, Даль, Ожегов, диалектные, ономастические, топонимические, словари языка писателя);
- фразеологические;
- словари синонимов, омонимов, словообразовательные, исторические словари русского языка, этимологические;
- практические словари (орфографические, орфоэпические)
Понимая необходимость в долгосрочной работе в данном направлении, нужно разработать циклы библиотечных уроков по русскому языку для учащихся школы по следующим темам:
- Важнейшие лингвистические словари русского языка.
- Орфографический словарь. Общие орфографические словари.
- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
- Знакомство со словарями синонимов, антонимов, омонимов.
- Библиографическая игра «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»
- Знакомство с фразеологическими словарями.
В 2010 году в календаре появился праздник — День русского языка, который отмечаем 6 июня в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, основоположника современного литературного русского языка.
В библиотеках можно провести цикл мероприятий под общим названием «Язык — зеркало жизни» в него можно включить следующие мероприятия: книжную выставку «Все богатство, сила и гибкость русского языка», беседы на темы: «Живой» народный язык в повести «Капитанская дочка» Пушкина, «Стихи Пушкина, ставшие народными песнями», библиотечные уроки «Пословицы и поговорки в сказках Пушкина», «Секреты русского языка», библиографическую игру «Язык Пушкина в словаре Даля». Цель этих мероприятий — расширить словарный запас школьников, показать богатство литературного языка А.С.Пушкина.
Библиотека для детей младшего возраста может подготовить и провести «Маленькие уроки словесности». На мероприятии дети могут прочитать стихи о русском языке, пословицы и поговорки, рассказать о возникновении русских имен и фамилий; для учащихся среднего возраста конкурс «Чей портфель тяжелее»: участники игры в течение одной минуты должны заполнить портфель словами. Для учащихся старшего возраста провести беседы «Правила хорошей речи», «Пушкин в истории русского языка», так же конкурс «Ах слова, слова…» ребята должны объяснить значение слов, встречающихся в произведениях А.С.Пушкина, таких как боливар, рогатка, Альбион, анчар и др., пользуясь толковыми словарями русского языка и «Словарем языка Пушкина» (том 1-4).
Большим успехом у читателей пользуются книжные выставки на темы: «Язык — это великое чудо», «Слово русское, богатое, мощное», «Язык есть исповедь народа», «Великий русский язык», «Русский язык и его история».
Для учащихся школы можно оформить книжную выставку — общение «Откуда есть пошла русская земля».
Содержание выставки:
Обращение: «Дорогие ребята, милые мамы и бабушки, уважаемые папы
и дедушки! Просим вспомнить и записать все, что вам пели и сказывали в
детстве. Пожалуйста, сочините свои песенки, потешки, загадки, сказки.
Приносите нам на выставку свои работы. Мы будем знать, что русский
язык продолжает жить вместе с нами».
Разделы выставки:
- «Так нам пели матушки» (колыбельные, песенки — потешки)
- «Так нам приговаривали наши бабушки» (загадки, пословицы, поговорки)
- «Так нам сказывали дедушки» (былины, баллады, сказки)
- «А мы, внуки да правнуки, храним и умножаем нашу русскую культуру» (творчество детей и взрослых, семейное творчество)
Предлагаем вам провести следующие мероприятия, которые помогут закрепить знания, полученные учащимися на уроках русского языка и литературы.
- «Лукоморье»: литературно — библиографическая игра по сказкам А.С. Пушкина (3- 5 кл.)
- «Путешествие в страну русского языка»: библиографическая игра (5 — 6 кл.)
- «Белеет парус одинокий»: музыкальные страницы М.Ю. Лермонтова (5-6 кл.)
- «Смеемся вместе с Гоголем»: литературная игра по циклу повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (6 кл.)
- «Слов русских золотая россыпь»: библиографическая игра по «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта +» (том «Языкознание. Русский язык») (6—8 кл.)
- Музыкальный час «Паустовский в музыке» (6-7 кл.)
- «Над Москвой великой, златоглавою»: литературная игра по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и книжная выставка «Москва времен Ивана Грозного» (7 кл.)
- «Поэзия Есенина в музыке» литературно — музыкальный час (8-11 кл.)
- «Я не верю судьбе…» (Памяти В. Высоцкого): музыкальный вечер (8 -10 кл.)
- «Галерея гоголевских портретов (от Манилова до Плюшкина): игра исследование по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души» (5 кл.)
- «Даль свободного романа»: игра — путешествие и книжная выставка — диалог по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 кл.)
- «Я вас любил»: литературно — музыкальный вечер и книжная выставка «И образ незабвенный» (Женщины в лирике А.С.Пушкина) (9 кл.)
- «Работа над аннотацией, рецензией, рефератом»: библиотечный урок (9- 11 кл.)
- «Художественные и общественно- политические журналы» обзор (9 — 11 кл.)
- «Русская поэзия XIX века в музыке» (Тютчев, Фет, Полонский): музыкальный час (10-11 кл.)
- «Музыкальный мир Марины Цветаевой»: музыкальный час (10- 11 кл.)
- «В гостях у профессора Преображенского»: литературная игра по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (11 кл.)
Список литературы:
- Гладкова Л.Н. Библиотеки ЦБС и русский язык. — Рязань.- 2001. — 6 с.
- Опыт работы библиотеки по организации специализированного обслуживания пользователей по теме «История культуры русского народа». — Рязань.- 2003. — 8 с.
- Макеева Т. Наш великий и могучий. — Библиотека.- 2007.- № 2.- с.22- 24.
- Бюллетень передового опыта и интересных дел. Вып.17 (Из опыта работы библиотек системы по русскому языку) / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек города Рязани. — Рязань.- 1999. — 14 с.
- Как написать реферат: библиотечный урок- лекция для старшеклассников / Рязанская обл. юнош. б-ка им. К.Г. Паустовского; М. А. Стыкалина.- Рязань, 2007. — 8 с./li>
- Галактионова А.Ф. Страна Лингвиния. — Читаем, учимся, играем. — 2006.-№’11.-е. 61-62
- Монина В.А. Язык мой — друг мой.- Школьная библиотека.- 2007.- № 2.- с.76- 79.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: ок. 9000 синоним.- 5-е изд., стереотип. /З.Е. Александрова.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.
- Головин Б.Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи.- 3-е изд., испр. / Б.Н. Головин. -М.: Высшая школа, 1988.- 160 с.
- Ю.Далецкий Ч.Н. Риторика: заговори, и я скажу кто ты: Учебное пособие /Ч.Н. Далецкий.- М.: Омега, 2003.- 488 с.
- Ивкина Н.Н. О стыде перед русским словом / Н. И. Ивкина // Русский язык: Приложение к газ. «Первое сентября».- 2004.- № 20.- с. 19-20.
- Колесов В.В. Культура речи — культура поведения / В.В. Колесов.- Л.: Лениздат, 1988.-271 с.
- Никитина Т.Г. Словарь молодежного сленга. 1980-2000 гг.
Составитель: О.Н. Морозова – главный библиотекарь,
исполняющая обязанности руководителя сектора
методической работы
Спасск 2016