Библиотека и экология
(Методические рекомендации в помощь работе библиотек)
МБУК «Центральная библиотека Спасского муниципального района»
Библиотека играет большую роль в системе экологического просвещения, образования и воспитания экологической культуры, которая должна носить комплексный характер и осуществляться в течение всей жизни человека. Цель — эколого- просветительской деятельности библиотек района должна состоять в поддержке библиотечными средствами экологических акций и инициатив, направленных на конкретные природоохранные мероприятия.
Библиотеки в этом направлении должны тесно сотрудничать с администрациями сельских поселений, школами, Домами культуры, музеями, организациями по охране окружающей среды. Совместная работа библиотеки с различными организациями должна создать комплексную систему экологического просвещения. Взрослые и дети должны получать необходимый объем знаний по экологии.
В библиотеках необходимо создать универсальный книжный фонд по экологии. В книжный фонд по экологии войдут — это законодательные документы по охране окружающей среды, справочная и научно- познавательная литература, художественная литература, периодические издания. Вся поступающая литература по экологии должна тщательно изучаться с той целью, чтобы в любой книге, в периодическом издании, найти то, что можно использовать в работе. Чтобы сохранить интересные материалы по экологии, библиотеки могут оформлять тематические папки и альбомы на различные темы: «Спасский район в зеркале экологии», «Экология Рязанской области», «Мы и наша Земля», «Экологические проблемы края».
Особое внимание библиотека должна уделять индивидуальному информированию читателей. Читателей знакомить с федеральными нормативно – правовыми актами, регулирующими природопользование и охрану природы, с положениями международных актов в области природоохранной деятельности: резолюциями ООН по образованию в интересах устойчивого развития, Хартии Земли, Киотского протокола, Конвенции о гражданской ответственности за ущерб в результате деятельности, опасной для окружающей среды. Библиотеки должны составлять по конкретно библиографическим запросам читателей рекомендательные списки по теме экологии.
Неотъемлемой частью по раскрытию библиотечного фонда являются книжные выставки. По теме экологии в библиотеках можно оформить следующие книжные выставки:
«Человек. Общество. Природа» с разделами «Экология в современном мире», «Экологические аспекты загрязнения атмосферы», «Проблемы водных ресурсов», «Растительный мир и человек», «Природные катастрофы, техногенные аварии и их экологические последствия», «Бытовые и промышленные отходы», «Климат планеты», «Наш край в зеркале экологии», «Мещера заповедная».
«Родной земли краса — планета вечных тайн» с разделами «Природа Земли», «Целебные силы природы», «Животный мир», «Насекомые», «Человек и океан», «Мои верные друзья».
«Экология в опасности» с разделами «Лес — это чудо природы», «Мир растений и животных», «Сохраним живительный мир растений и животных», «Все это называется природа. Давайте же её всегда беречь»
Для привлечения внимания читателей к книжным выставкам библиотеки могут использовать рекламные, развлекательные элементы. В библиотеках можно организовать и оформить выставки поделок из природного материала, детских рисунков, плакатов, выставку фотографий, выставку – пейзаж.
Формы массовой работы по экологии, применяемые библиотеками, достаточно традиционны. Через массовые мероприятия библиотекарь должен научить детей и взрослых не только воспринимать красоту окружающего мира, но изучать, охранять её, разумно использовать природные богатства. Деятельность библиотек по экологическому просвещению особенно активизируются в Дни защиты от экологической опасности — ежегодной Всероссийской экологической акции, которая проходит с 15 апреля по 5 июня. Положительным примером становится то, что библиотеки по экологическому просвещению уделяют большое внимание практической деятельности населения. Библиотеки организуют и проводят экологические акции: фестивали, десанты, выезды на природу. Читатель на практике знакомится с природой своего края, участвуют в экологических акциях по его очистке. Так, библиотека может провести акцию «Чисто в поселке — светло на душе», «Мое село должно быть чистым», «Посади дерево», «От чистого села — к зелёной планете».
В библиотеке можно организовать и провести Неделю экологической культуры. Цель — Недели экологической культуры с помощью интересных массовых форм работы познакомить читателей с культурой и эстетикой живой природы, сформировать субъективное отношение к природе. В рамках Недели экологической культуры в библиотеке могут пройти следующие мероприятия: урок — памяти «Пусть поколения помнят», посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС, экологический урок «По страницам Красной книги», литературно- музыкальный вечер «Союз души с родной природой», экологический турнир по произведениям художественной литературы «Эта хрупкая планета Земля», экологический информационный час «Вода — источник жизни», обзор литературы «И слышится писателей волнующее слово», оформить выставки «Календарь экологических дат», «Под знаком красоты».
Значительная часть массовых мероприятий, проводимых библиотекой, направлена на молодёжь. Используя разнообразные формы работы — это тематические вечера, познавательные викторины, экологические часы, встречи со специалистами по охране окружающей среды, ролевые игры, библиотека приобщает молодежь к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, своей причастности к защите её обитателей, живущих рядом с нами в одном зеленом доме. Для учащихся школы можно организовать цикл мероприятий под общим названием: «Как прекрасен этот мир», где можно провести немало интересных мероприятий, например, интеллектуально — экологическую игру «Знатоки природы», экологическую игру «Птицы, рыбы, звери», День экологических знаний «Знаете ли Вы…?», ролевую игру «Суд над мусором», конкурс-игру по теме «Природа и человек», экологический урок «Научи своё сердце добру», познавательную игру «Экологическая Джуманджи».
Поколения, вступающие в самостоятельную жизнь, наиболее восприимчиво относятся к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличаются духом новаторства, энергией и другими качествами, столь необходимыми для реализации их принципов. Наконец, сегодняшние молодые в перспективе возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты. И весь вопрос в том, насколько молодёжь осознает своё историческое призвание, чтобы быть готовой интеллектуально, морально — психологически, практически к решению проблем экологии. Этот вопрос поможет выяснить анкета.
Анкета
- Какое место занимает природа в вашей жизни?
- Назовите 5-6 слов, с которыми у вас ассоциируется понятие «экология»?
- Волнует ли вас вопрос экологии?
- Как вы считаете, нужно ли сегодня заниматься проблемами экологии?
- Кто должен заниматься проблемой экологии?
- Как вы думаете, правильна ли политика нашего государства в области экологии?
- Как вы считаете, нуждается ли наш город (село) в проведении экологических мероприятий?
- Как вы думаете, каким образом библиотеки могут оказывать влияние на вашу экологическую культуру?
- Все ли ответы на интересующие вас вопросы по экологии Вы находите в вашей библиотеке?
- Если бы библиотека проводила цикл лекций по актуальным экологическим проблемам, какие темы вас больше всего интересуют, назовите их?
Главным направлением работы библиотек является формирование экологической культуры семьи.
Перед библиотеками стоят следующие задачи:
- привлечение внимания членов семей к проблемам окружающей среды; формирование у семей потребности в чтении экологической литературы;
- освоение новых методов воздействия на формирование экологической грамотности семьи современного общества;
- рекомендация лучших образцов художественной и публицистической литературы экологической тематики.
Под девизом «Каждая семья — частица природы» рекомендуем провести семейный конкурс «Я с книгой открываю мир природы». В конкурсе участвует несколько семей, каждая семья может представить свою визитную карточку на тему: «С какой птицей ассоциируется наша семья», загадку о животном и растительном мире, сочинить рассказ, стихотворение о природе, подготовить музыкальный номер.
Важной составляющей экологического воспитания является работа по экологическому краеведению. Библиотека через книгу должна привить читателям любовь к своему краю, селу, информировать их об экологической обстановке в нашем крае и о состоянии природных памятников. Мероприятие «Путешествие по страницам Красной книги Рязанской области» позволит познакомить читателей с богатством и разнообразием животного и растительного мира Рязанской области. На территории Рязанской области и Спасского района находится много памятников природы. С Окским государственным заповедником, который на весь мир снискал известность своей научной деятельностью, познакомит читателей тематический час «Заповедная быль природы», а также провести эко — путешествие «Заповедные места родного края», беседу «Памятники природы Спасского района», литературно — экологическое путешествие «Люблю тебя, мой край Рязанский», литературный урок «Родная природа в творчестве поэтов — земляков».
Регулярно для читателей проводить обзор статей из газеты «Спасские вести», которые познакомят их с экологической обстановкой и природой Спасского района.
Список методических материалов в помощь экологическому просвещению читателей:
- Анишина О. Учим беречь природу //Библиотека. — 2009.- №1.- с.58
- Бажутина Г. «Наш город — наш дом!» //Библиотека. — 2009.- №5.- с. 83
- Боброва Е. Уроки «Живой планеты» // Библиотека. — 2008.- №4.- с. 57
- Буканова М. Город, который мы любим?! //Библиотека. — 2008.- №7.- с. 70
- Библиотека и экологическое просвещение населения: по итогам областного смотра — конкурса библиотек // Амурская областная детская библиотека. — Благовещенск, 2001.-57с.
- Библиотека и экология: Сборник методических материалов по экологическому просвещению населения. Вып.2 //ИОЮБ им. И.П.Уткина.- Иркутск, 1997.- 84с.
- Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников: кружковая работа//Начальная школа. — 2003.-№5.- с. 64-75
- Крикун Т. Начать с «№зеленого листа» газетного формата // Библиотека. — 2008.- №6.- с.73
- Матюхина И. Протяни руку дружбы природе //Библиотека. — 2012.-№12.- с.66
- Ракитянская Н., Наволокина Н. Здесь воздух чист, и солнце светит //Библиотека. — 2012.- №7.- с. 71
- Усенко Н. Вас встречает югра //Библиотека. — 2008.- №1.- с.55
- Чемоданова Е. Мир человека — мир животных: На бумаге и в компьютере //Библиотека. — 2009.- №11.- с.64
- Алимова А. Только и гармонии с окружающим миром //Библиотека.- 2005.- №12.-с 16
- Андриянов А.П. Опять черемуха в цвету…: формирование экологической культуры с помощью поэтических произведений / А.П.Андриянов // Начальная школа. — 2004.- №5.- с.32-35
- Рылова Е. Защитница зеленого дома земли //Библиополе. — 2011.- №6.-с.58
- Корешкова Л. Наш подарок земле //Библиополе.- 2011.- №4.- с. 10
- Пушкова С. Измени мир в своей библиотеке //Библиополе.- 2012.- №3.- с. 19
Составитель: Морозова О.Н. – главный библиотекарь,
исполняющая обязанности руководителя
сектора методической работы
Спасск 2017